С 2022 года ФСС по-новому начисляет ряд пособий, а листки нетрудоспособности выдаются гражданам только в электронном виде. Расскажем, что изменилось в работе с пособиями и как теперь взаимодействовать с ФСС через Бухгалтерию.
ЭЛН. С 2022 года медицинские учреждения оформляют только электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН), и Фонд социального страхования выплачивает гражданам пособия только на их основании.
Проактивные выплаты. Прямые выплаты больничных из ФСС распространились на все регионы страны и стали «проактивными». Теперь именно фонд инициирует начисление и выплату пособия: о болезни гражданина он узнает после появления в системе электронного больничного, о рождении ребенка — по сведениям органов ЗАГС. Но для полноценной работы фонд должен взаимодействовать с работодателем.
СЭДО. Взаимодействие ФСС и работодателя происходит через Социальный электронный документооборот (СЭДО). С его помощью работодатели выполняют свои новые обязанности:
А еще через СЭДО можно узнать номер больничного сотрудника для начисления пособия за первые три дня болезни.
Переходный период. До июля 2022 действует переходный период: ФСС назначает выплаты и по старым правилам о прямых выплатах, и по новым правилам о «проактивных» выплатах, а работодатели изучают систему и присоединяются к ней. Штрафов за нарушения пока нет.
1. Подключиться к СЭДО. Чтобы обмениваться электронными данными с ФСС через Бухгалтерию, подключитесь к Социальному электронному документообороту. Эту задачу вы увидите на главной странице сервиса, если у вас есть действующий сертификат КЭП и хотя бы один сотрудник.
Также подключиться к СЭДО можно из меню. Для этого выберите вкладку «Отчетность» → «ФСС» → «Настроить СЭДО».
На открывшейся странице введите регистрационный номер организации. Если у вас филиал, укажите дополнительный код филиала.
Нажмите «Включить СЭДО». Появится сообщение, что СЭДО включен. Теперь вы сможете отправлять сведения о застрахованных лицах из сервиса, получать запросы от ФСС и отвечать на них. Пошаговая инструкция по подключению есть в Справке.
2. Настроить уведомления о запросах ФСС. После подключения к СЭДО фонд будет направлять вам запросы на недостающие сведения о сотрудниках. На такой запрос нужно ответить в течение 3 рабочих дней, а если этого не сделать, в будущем могут грозить штрафы.
В Бухгалтерии вы увидите желтые «маячки» и уведомления о запросах ФСС:
А еще вы можете настроить получение уведомлений о запросах ФСС по sms и e-mail, чтобы вовремя реагировать. Для этого зайдите в меню «Реквизиты и настройки» → «Настройки» → «Уведомления». В разделе «ФСС» проставьте флажки в нужных полях строки «Запросы по пособиям».
3. Загружать больничный, отправлять ответы и рассчитывать пособия за первые три дня болезни. Оформлять больничный нужно только после его закрытия. Сервис подгрузит данные ЭЛН из базы ФСС, а потом на их основе заполнит необходимые сведения по сотруднику для ответа на запрос фонда. И Бухгалтерия по-прежнему будет автоматически рассчитывать пособие за первые 3 дня болезни.
Чтобы выполнить эти задачи, нужно загрузить ЭЛН в сервис, ввести в него номер листка нетрудоспособности и СНИЛС сотрудника, подписать электронной подписью. Затем перейти на вкладку «Расчет пособия», проверить данные по пособию для сотрудника и сохранить их. Подробную инструкцию смотрите в Справке.
После этого: