В июле 2016 года состоялись две законодательные реформы, которые серьезно отразились на сфере торговли и в частности на алкогольной рознице. О переходе 31 марта мы писали, но только в общих чертах. Сейчас поговорим в деталях.
Во-первых, согласно изменениям ФЗ от 22.05.2003 №54-ФЗ с 01.02.2017 в России стали подлежать регистрации и перерегистрации только кассы нового образца, в которых есть с фискальный накопитель. А с 1 июля 2017 года все расчеты с клиентами нужно осуществлять через онлайн-кассы. Кроме того, в чеке нужно печатать наименования всех проданных товаров. Требования можно отсрочить, если вы ИП на ЕНВД и патенте, юрлицо на ЕНВД, владелец торговых автоматов или предоставляет услуги населению. В этих случаях «новую» кассу вам надо установить кассу 01.07.2018 года.
Во-вторых, Федеральный закон от 03.07.2016 № 261-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О регулировании производства и оборота алкогольной продукции». Теперь продавцы всех видов алкоголя, включая пиво, обязаны применять ККТ с 31 марта 2017 года. Требование касаются и магазинов.
Таким образом, для ИП или ООО на ЕНВД, которые продают пиво, не действует отсрочка по переходу на онлайн-кассы. Уже к 31 марта им нужно установить кассы с фискальным накопителем и подключиться к оператору фискальных данных, а также обеспечить печать номенклатуры в чеке.
Те «пивники», которые сейчас используют ККТ, смогут применять технику старого образца (то есть не передающие данные о чеках в онлайн-режиме в ФНС) до 1 июля 2017 года. После этой даты использование новых, так называемых онлайн-касс, станет обязательным для всех, кто должен применять ККТ.
Получается, что, выполняя новые требования, у небольшой розницы, как следствие, появляются и новые возможности. Онлайн-касса, соединенная с товароучетной системой, позволит малому бизнесу автоматизировать ведение товарного учета. Хотя раньше это считалось доступным только крупному ритейлу.
Схема простая: все поступления, продажи и списания фиксируются на кассе, «умная» касса передает их в товароучетную систему, которая автоматически обновляет уже имеющиеся данные. В результате владелец торговой точки контролирует все движение товара от поставки до продажи. У товароведа упрощается работа по проведению инвентаризации и отслеживанию остатков актуальные данные можно всегда взять в системе. А значит, в магазине не ;будет пустых полок, сотрудник вовремя увидит, какой товар заканчивается и сделает заказ. Собственник будет знать, какой товар ходовой и сможет точнее прогнозировать спрос.
Так как небольшой рознице предстоит впервые познакомиться с автоматизацией, лучше выбирать решения, ориентированные специально для малого бизнеса: они не перегружены лишними функциями, ими просто пользоваться. Кроме того, они позволяют сэкономить на дорогостоящем оборудовании. Например, система товароучета Контур.Маркет устанавливается на обычный компьютер или планшет, понадобится только докупить принтер чеков, чтобы выполнять требования Закона № 54-ФЗ, и сканер штрих-кодов, который необходим для продаж крепкого алкоголя.
Конечно, для кого-то и эти траты будут существенными, но они легко отобьются, например, за счет отказа от услуг по формированию алкогольных деклараций. В Контур.Маркете этот процесс полностью автоматизирован: продажи алкоголя фиксируются на кассе, данные уходят в сервис, который автоматически формирует журнал учета алкогольной продукции, в результате, чтобы подготовить декларацию для ФСРАР владельцу магазина останется сделать пару кликов.
Кроме того, оперативный контроль за остатками продукции и оптимизация розничных цен может повысить выручку точки на 15 %.
Если говорить о других последствиях перехода на «умные» кассы, то это появление возможности регистрировать кассовую технику в режиме онлайн по интернету — из личного кабинета оператора фискальных данных. Владельцу ККТ не надо тратить время на то, чтобы лично посещать инспекцию и носить туда кассу.